17.05.2014—18.05.2014
Testival и 25-летие лётной школы Ikarus

17 и 18 мая празднует свой 25-летний юбилей летная школа Ikarus. На этом мероприятии весь ассортимент планеров NOVA может быть протестирован в Interlaken. Более подробную информацию можно найти на сайте.

http://www.fly-ikarus.ch/index.cfm?snr=1
21.06.2014—22.06.2014
Testival дельта-парапланерного клуба Freiburg и Starterplus

21 и 22 июня весь диапазон планеров NOVA будет доступен для тестирования на Wispile в Gstaad. Более подробную информацию можно будет найти в скором времени на сайте

http://www.dgcf.ch/content/termine

Carbon или Снятся ли андроидам электроовцы





Команде paraplan.ru посчастливилось провести небольшой тест-драйв Nova Carbon. Итак, чем же отличаются параплан Carbon?

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Nova Carbon L . Подвесные системы: ParAAvis Triton и Edel. Полный полетный вес пилота (PTV) примерно равен середине весовой вилки для испытываемой модели (~105 кг). Условия полетов — слабый ветер, очень слабая турбулентность. Полеты проводились в Рыболово при старте с пассивной лебедки.

Конструкция

Carbon порадовал очень аккуратными и удобными свободными концами из толстой, но мягкой ленты. Стропы фиксированы на коннекторах резиновыми колечками. К A-ряду на кнопке(!) крепится дополнительный A-ряд для удобства работы с «ушами». Почему-то кнопкой фиксируются и клеванты. Нет, это вполне удобно, но весь остальной парапланерный мир уже перешел на более удобные магнитные фиксаторы. Проводка акселератора закреплена на концах, для соединения частей проводки использованы очень удобные крючья Бугера.

Стропы не слишком толстые, есть небольшая тенденция к запутыванию. Контроль стропления на старте требует чуть больше внимания, чем обычно.

Купол смелой конструкции, с обилием косых нервюр. Не следует забывать, что Nova одной из первых на рынке стала использовать косые нервюры на парапланах класса intermediate. Качество кроя высокое, пошив вполне качественный. Материал крыла, предположительно, Carrington сверху, Porsher Marine снизу и на нервюрах.

Подъем купола

Подъем не вызывает каких-либо трудностей. Купол выводится плавно, неторопливо, но без точек зависания. Благодаря небольшому весу купола его легко можно удерживать над головой даже в слабый ветер. Отклонения от рабочего положения устраняются очень легко. Впрочем, аппарат имеет небольшую тенденцию к заскакиванию вперед, и даже в слабый ветер его периодически приходится притормаживать клевантами.

Буксировка

Сразу отмечу внимательное отношение фирмы Nova к пилотам, испрользующим буксировку. Замок отцепки положено крепить к специальным силовым звеньям, которые не только правильно передают нагрузку с троса, но и... слегка акселерируют параплан в процессе затяжки. В результате облегчается старт и частично демпфируются рывки фала. Под тягой Carbon сохраняет вполне нормальную управляемость клевантами и весом, почти не уходит назад и вообще дает ощущение комфорта. Клевок после отцепа под тягой довольно сильный и требует компенсации клевантами.

Полетные ощущения

Аппарат имеет очень неплохую балансировочную скорость (по ощущениям около 37 км/ч). Carbon сразу вызывает у пилота чувства надежности и спокойствия — прежде всего благодаря отличному демпфированию по тангажу. Качество для аппарата такого класса неплохое, снижение невелико. В целом впечатление приятное.

Маневренность

Довольно странно реагирует Carbon на работу клевантами. Клеванты длинноходные, и на первые 15…20 сантиметров хода аппарат отзывается вяло, нерешительно. Такие хода скорее применимы для удержания параплана на курсе на длинных переходах. Намного интереснее работать с Carbon, опуская руку сантиметров на 40. У параплана вдруг появляется очень и очень приличная маневренность! Большими ходами клевант можно смело «завинчивать» аппарат в крутую или термическую спираль, качать винговеры… В спирали Carbon стоит прекрасно. Вираж вполне понятный, не требует долгого привыкания. Только не надо поднимать руки слишком высоко. Винговеры выполняются без труда, правда, при попытках выйти на крен 90° начинает мешать хорошее демпфирование. Реакция на работу весом вполне нормальная, при задавливании весом в термической спирали аппарат явно начинает крутить более плоско, а скорость подъема чуть возрастает.

Режимы быстрого снижения

Крутая спираль

Все очень просто. Постепенно опускаем внутреннюю руку все ниже и ниже... Аппарат плавно разгоняется, плавно нарастают шум потока и перегрузка. Спиральной нейтральности не замечено — при отпускании внутренней клеванты аппарат немедленно начинает выходить в нормальный полет, доворачивая не более 180°. Горка при выходе из спирали получается впечатляющая, вплоть до полной разгрузки и короткого мгновения невесомости. Неизбежный после этого клевок приходится компенсировать очень большим ходом рук, при этом, как выяснилось впоследствии, надо быть очень внимательным. Режим вполне комфортный до снижения -10 м/c, при таком снижении спираль можно удерживать много витков подряд.

«Уши»

Благодаря A-рядам складывать «уши» легко и удобно. Усилие на внешних стропах А-ряда достаточно небольшое, сложенные законцовки залипают под куполом и требуют прокачки для открытия. Снижение около -2.5.

B-срыв

Классика. Вход в режим очень плавный, форма крыла стабильная, ее легко контролировать. Снижение около -7. Единственное нарекание — аппарат довольно долго входит в режим. Выход при резком бросании рядов почти без клевка, набор горизонтальной скорости происходит очень быстро.

Экстремальные режимы

Асимметричное сложение

Передняя кромка нагружена не очень сильно, сломать ее довольно легко. Сложенная консоль сразу подворачивается под купол, происходит клевок, разворот в сторону сложенной консоли и набор скорости. Набрав скорость и довернув около 90°, аппарат демонстрирует явную тенденцию к раскрытию. Сложенная консоль открывается сама (не очень охотно) либо от умеренной прокачки клевантой. Клевки в процессе сложения и раскрытия невелики. Все происходит относительно резко, но понятно и предсказуемо. Удерживаемая асимметрия приводит к резкому броску в сторону сложения, но умеренная компенсация приводит к абсолютно спокойному, управляемому развороту в сторону от сложения. Очень хорошо.

Негативная спираль

А вот тут уже не все так радужно. Хотя загнать крыло в негатив очень сложно — усилие на клеванте огромное и около 2-х секунд ничего не происходит. Я имитировал срыв в негатив при обработке потока — то-есть с минимальной скорости, планировалось удержание до разворота на 180 градусов, впоследствии выход с минимальным вмешательством пилота. Итак, левая клеванта на уровне плеча, правая под сиденьем. Пыхчу от напряжения — усилие очень велико, и вот, наконец передняя кромка ломается и правая консоль улетает назад. Держим! Есть 180 градусов. Отпускаю. Крыло ложится на горизонт и резко закручивается. Есть оборот! И выход с резким косым клевком. Крыло разгружается, и складывается над головой гармошкой. Ого! Такого я еще не видел. Сейчас будет еще один клевок — компенсирую его в самом начале и с ужасом замечаю, что крыло уходит в задний свал. Бросаю клеванты, собираюсь и резким ударом на полный ход ловлю купол в момент пролета его над головой. Уффф — потеря высоты на планируемый в общем-то безобидный негативный разворот составила 120 м. Пожалуй, делать негатив на Карбоне я никому не порекомендую. Компенсация клевка тоже должна быть точнее, чем это могло бы показаться на первый взгляд. Крыло очень хорошо задемпфировано по крену, и это расслабляет. Надо помнить, что комфортность в обычных режимах отнюдь не исключает резкости в экстремальных.

Отсутствие триммеров у Carbon не является недостатком.

Выводы

Вполне удачный параплан класса Intermediate для пилотов с налетом от 10 часов, желающих получить спокойный, покладистый параплан для рботы в термиках и маршрутных полетов. Carbon отличается большей скоростью, маневренностью и ощущением комфорта.

Плюсы

  • Приятное, комфортное крыло для пилотов выходного дня
  • Удобные свободные концы и специальные аксессуары для крепления замка отцепки
  • Повышенный комфорт при буксировке
  • Очень хорошее демпфирование по тангажу
  • Малое снижение
  • Большой ход клевант
  • Выраженная L-ступенька на срывных режимах

Минусы

  • Легкая тенденция к запутыванию строп на старте
  • Умеренная горизонтальная скорость на акселераторе
  • Большое усилие на клевантах
  • Опасное поведение на выходе из негатива

А. Тарасов
Д. Бондарев
07.06.2002

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность эксклюзивному дилеру Nova в России (www.nova-wings.ru) за предоставленную технику.