17.05.2014—18.05.2014
Testival и 25-летие лётной школы Ikarus

17 и 18 мая празднует свой 25-летний юбилей летная школа Ikarus. На этом мероприятии весь ассортимент планеров NOVA может быть протестирован в Interlaken. Более подробную информацию можно найти на сайте.

http://www.fly-ikarus.ch/index.cfm?snr=1
21.06.2014—22.06.2014
Testival дельта-парапланерного клуба Freiburg и Starterplus

21 и 22 июня весь диапазон планеров NOVA будет доступен для тестирования на Wispile в Gstaad. Более подробную информацию можно будет найти в скором времени на сайте

http://www.dgcf.ch/content/termine

Nova Rotor: первые впечатления

В воскресенье, 20.10.2002, команда paraplan.ru бегло озакомилась с новинкой — парапланом NOVA Rotor (DHV1/1-2), предназначенным как для безмоторного полета, так и для использования с парамотором. К сожалению, опробовать Rotor под мотором не удалось, все полеты были планирующими. Итак, первые впечатления…

Конструкция

Купол очень похож на Nova Pheron, на базе которого, собственно, и разработан Rotor. Те же крупные воздухозаборники и характерная форма в  плане. Зато удивила примененная ткань. Тостый, обильно силиконированный рипстоп вызвал теплые воспоминания о немодном сейчас гельвеноре. Возможно, это Skytex, и уж точно не Carrington, который обычно использует Nova. Крой и пошив добротные. Обращает на себя внимание яркая красно-бело-черная раскраска купола «шашечками», нетипичная для Nova.

Стропление, как и купол, явно рассчитано на суровую эксплуатацию. На нижних ярусах применена стропа впечатляющего диаметра с усилием разрыва не менее 240  кг. Строп довольно много (4 ряда).

Свободные концы из толстой мягкой ленты довольно сложной, громоздкой конструкции (A-A'-B-C-D). Есть интересные новшества: клеванты имеют две заводские настройки — для свободного и моторного полета. На рулевой стропе закреплена пара крючьев Бруммеля, а на клеванте — неопреновый кармашек, куда можно упрятать избыток стропы. На D-рядах установлены триммера (~5 см) с удобными металлическими пряжками, а на A-ряду смонтирована проводка акселератора. Для моторного крыла это нетипично.

Подъем купола

Повышенный вес ткани сразу же вызвал опасения — не будет ли Rotor подниматься тяжелее других парапланов Nova, традиционно изготавливаемых из более легкой ткани? Так оно и оказалось. Нет, проблем это не вызывает, но поднимается Rotor довольно неторопливо, с приличным усилием на передних рядах. О подъеме рывком корпуса, видимо, можно забыть. Зато подъем дваже в порывистый сильный ветер очень плавный, спокойный, а нечаянно «сломать» переднюю кромку очень нелегко. Для моторного крыла это, безусловно, преимущества.

Затяжка

При отпущенных триммерах Rotor становится довольно резким для своего класса. Впрочем, компенсации почти не требуется. Чувствуется, что отпускание триммеров немного переразгоняет крыло, но, на мой вкус, это даже приятно. Под тягой Rotor довольно ощутимо уходит назад, но ведет себя при этом вполне нормально, сохраняя хорошую управляемость клевантами и весом. Мощное стропление и стойкая ткань купола наверняка обеспечивают так нужный для буксировочных полетов запас ресурса. Клевок после отцепа умеренный, можно его не компенсировать.

Свободный полет

Сразу отмечу сильную зависимость поведения крыла от положения триммеров. Отпуская их, пилот превращает Rotor в умеренно резкий, энергичный параплан для интенсивных маневров. Очень приятны в этом режиме винговеры и крутая спираль — маневренности хватает с избытком. Правда, немного смущает заводская настройка клевант для свободного полета — первые 20 сантиметров хода практически не используются, параплан начинает хорошо реагировать на клеванты начиная примерно с 30—40 сантиметров хода. А вот парителем Rotor назвать нельзя — снижение не очень мало даже в прямолинейном полете, а  на виражах оно резко увеличивается.

При затягивании триммеров характер крыла ощутимо меняется. Rotor становится куда более спокойным, покладистым, сохраняя очень хорошую управляемость. Да и снижение становится поменьше.

«Уши»

Складываются с умеренным усилием. Снижение вырастает значительно, особенно при отпущенных триммерах. Открываются сами (медленно) или от несильной прокачки клевантами.

Крутая спираль

Горячо рекомендую! Благодаря усиленной конструкции и наличию «разогнанного» режима полета Rotor можно рассматривать и как пилотажный аппарат. Вход в крутую спираль хороший, достаточно быстрый. Перегрузка нарастает медленно, чего никак нельзя сказать о скорости снижения. Спиральной нейтральности нет, при плавном отпускании внутренней клеванты аппарат выходит сам, докручивая около одного оборота. Разгрузка на выходе очень сильная, но никакой тенденции к сложению замечено не было. Отлично!

Асимметричное сложение

Сильно зависит от положения триммеров. При полностью отпущенных триммерах Rotor довольно резко уходит в сторону сложения, разгоняясь и теряя высоту. Выход быстрый, энергичный, помогать параплану не обязательно. При зажатых триммерах сложить консоль становится тяжело — как и у Pheron’а, получается скорее промятие передней кромки, на которое аппарат почти не реагирует.

B-срыв

Не получилось! Очень велика нагрузка на B-ряды. Возможно, повисев на них секунд 10, чего-то и удалось бы добиться, но запас высоты был слишком мал.

Выводы

Rotor — параплан, хорошо подходящий для обучения, пилотажа и, скорее всего, отличный парамоторный купол. Усиленная конструкция обеспечивает значительный ресурс. Характер аппарата сильно зависит от положения триммеров, но в положении малой скорости этот купол могут использовать даже новички. К сожалению, аппарат вряд ли предназначен для парения — снижение повышенное.

Плюсы

  • Многорежимность — параплан сертифицирован по DHV при обоих положениях триммеров
  • Стойкость — применены материалы с повышенным ресурсом
  • Маневренность — при отпущенных триммерах вполне можно использовать аппарат как пилотажный

Минусы

  • Тяжелый подъем купола
  • Повышенная скорость снижения

А. Тарасов,
Д. Бондарев
07.06.2002

Команда paraplan.ru благодарит дилера Nova Дмитрия Савинкова AkA Defender (www.nova-wings.ru) за предоставленную технику.